НОВОСТИ СВЕТОТЕХНИКИ
КАК СОЗДАЮТ ВИТРИНУ?
Процесс создания витрины происходит примерно так: рисуют эскиз, утверждают, адаптируют для различных форматов окон. Обычно создают два варианта одного и того же оформления — для широкоформатных и мелких витрин, в которых невозможно поместить все элементы, продумывают тематические наклейки. Далее идет просчет сметы, закупают нужное оборудование, материалы и оформляют витрину. С момента идеи до воплощения проходит от двух недель до двух месяцев — в зависимости от сложности замысла, быстроты утверждения руководством.
В витрине могут тематически отражаться события, связанные с жизнью бренда и его создателями, продвижение определенной линии одежды или именной сумки. В общем-то, с помощью витрины можно анонсировать и транслировать все желаемые сообщения для целевой аудитории.
Главная задача витрины — продавать, показывать товар, на котором специализируется магазин, привлекать потенциального клиента. Витрины дорогих люксовых бутиков и магазинов среднего ценового сегмента оформляют по-разному. Анна Семыкина отмечает, что в люксе уделяют большое внимание деталям и наличию свободного пространства в витрине. В дорогих магазинах могут использовать открытую витрину, отделанную в общей стилистике с бутиком, и таким образом повышать узнаваемость бренда. Когда витрина является логичным продолжением пространства бутика, то инсталляции в ней зачастую не предусмотрены — только переодевание манекенов. В люксовом сегменте не принято отдельно выносить кампанию витрин под скидки. Здесь достаточно скромных стикеров с надписью sale, которые транслируют ценовое позиционирование таких брендов.
Чем ниже ценовая политика ретейлера, тем ближе презентация товара к «китайскому мерчандайзингу», перегруженность вещами, товаром. В витрине недорогого магазина заполненность пространства больше. Лишь фаст-фешн ломает все эти правила. В этом направлении может править лишь один стилистический ход, даже без представления товара.
При оформлении витрины важно соблюдать баланс, не перегружать пространство витрины декоративными элементами. Не стоит забывать, что основная цель любой витрины — это презентация товара.
В сложившейся экономической ситуации стала закономерностью разработка двух вариантов витрин — более дорогого и бюджетного. Последнее слово в выборе эскиза, как правило, остается за руководством. И многие витринисты сетуют на то, что владельцы магазина не доверяют им как профессионалам и опираются лишь на свой вкус. Зачастую получается так, что утверждение проходит самый слабый с художественной точки зрения эскиз либо тот, который был сделан «ради смеха», для дополнительного выбора.
В отличие от западных в российских бутиках почему-то считают, что оформление витрины не играет большой роли в продажах. «Когда представляешь владельцу магазина несколько вариантов дизайна, то с большей вероятностью он выберет самый дешевый, даже если остальные ему понравятся больше. Более того, сейчас многие магазины вообще стараются экономить на витринах и используют остатки старых материалов, элементы дизайна прошлых витрин», — продолжает Анна Семыкина.
ТОВАР В ВЫГОДНОМ СВЕТЕ
Важную роль в дизайне витрины играет освещение. Однако именно на этом аспекте очень любят экономить наши соотечественники.
Вадим Полетаев из компании VA-Design делится опытом: «Очень часто стандартные и известные всем приемы освещения либо не используются, либо забываются, либо игнорируются. Например, освещение в витрине акцентируется на манекенах, но углы остаются затемненными и фактически «не работают». Правильно изначально создавать динамическое освещение, которое можно подстроить под любой дизайн витрины. За счет использования многофункциональных, разнонаправленных поворотных светильников со сменными отражателями различного угла можно менять световую картину, во-первых, достаточно быстро, а во-вторых, недорого. К примеру, отражатели Microlights стоят всего от 7 до 15 евро в зависимости от типа светильника».
Анна Семыкина рассказывает, как освещаются витрины в сети магазинов «Кашемир и Шелк»: «Освещение фигур и предметов происходит с помощью верхнего света (он освещает голову, плечи и лицо манекена), является фоновым и двустороннего бокового направленного света (дает равномерное освещение манекена, тени исчезают, облик становится менее рельефным). Для оптимального освещения желательно располагать источники бокового света на разной высоте и разном расстоянии от манекена. Проявившиеся в этом случае мягкие односторонние тени выявят форму лица и фигуру манекена. Но направленность света должна быть такой, чтобы не ослепить проходящих вдоль витрины людей. Реже мы используем задний свет. Его преимущество в том, что в совокупности с верхним и боковым он позволяет подчеркнуть силуэт манекена, выделить его из фона композиции». При правильно выстроенном театральном освещении витрина оживает, обретая глубину и реалистичность.
Специалистов по визуальному мерчандайзингу и витринистике, которые могли бы сделать коммерческую витрину, в России пока немного. Возможно, поэтому, несмотря на кризис, профессия визуального мерчандайзера достаточно востребованная и модная. Этой специальности у нас пока по-настоящему еще нигде еще не учат. Теоретические знания в области витринистики можно получить на обучающих семинарах или краткосрочных курсах и тренингах. Но по большей части опыт у специалистов в этой отрасли накапливается за счет работы с западными брендами, где уже сформировалось точное представление о стратегическом менеджменте и маркетинге в целом, частью которого и является визуальный мерчандайзинг.
Процесс создания витрины происходит примерно так: рисуют эскиз, утверждают, адаптируют для различных форматов окон. Обычно создают два варианта одного и того же оформления — для широкоформатных и мелких витрин, в которых невозможно поместить все элементы, продумывают тематические наклейки. Далее идет просчет сметы, закупают нужное оборудование, материалы и оформляют витрину. С момента идеи до воплощения проходит от двух недель до двух месяцев — в зависимости от сложности замысла, быстроты утверждения руководством.
В витрине могут тематически отражаться события, связанные с жизнью бренда и его создателями, продвижение определенной линии одежды или именной сумки. В общем-то, с помощью витрины можно анонсировать и транслировать все желаемые сообщения для целевой аудитории.
Главная задача витрины — продавать, показывать товар, на котором специализируется магазин, привлекать потенциального клиента. Витрины дорогих люксовых бутиков и магазинов среднего ценового сегмента оформляют по-разному. Анна Семыкина отмечает, что в люксе уделяют большое внимание деталям и наличию свободного пространства в витрине. В дорогих магазинах могут использовать открытую витрину, отделанную в общей стилистике с бутиком, и таким образом повышать узнаваемость бренда. Когда витрина является логичным продолжением пространства бутика, то инсталляции в ней зачастую не предусмотрены — только переодевание манекенов. В люксовом сегменте не принято отдельно выносить кампанию витрин под скидки. Здесь достаточно скромных стикеров с надписью sale, которые транслируют ценовое позиционирование таких брендов.
Чем ниже ценовая политика ретейлера, тем ближе презентация товара к «китайскому мерчандайзингу», перегруженность вещами, товаром. В витрине недорогого магазина заполненность пространства больше. Лишь фаст-фешн ломает все эти правила. В этом направлении может править лишь один стилистический ход, даже без представления товара.
При оформлении витрины важно соблюдать баланс, не перегружать пространство витрины декоративными элементами. Не стоит забывать, что основная цель любой витрины — это презентация товара.
В сложившейся экономической ситуации стала закономерностью разработка двух вариантов витрин — более дорогого и бюджетного. Последнее слово в выборе эскиза, как правило, остается за руководством. И многие витринисты сетуют на то, что владельцы магазина не доверяют им как профессионалам и опираются лишь на свой вкус. Зачастую получается так, что утверждение проходит самый слабый с художественной точки зрения эскиз либо тот, который был сделан «ради смеха», для дополнительного выбора.
В отличие от западных в российских бутиках почему-то считают, что оформление витрины не играет большой роли в продажах. «Когда представляешь владельцу магазина несколько вариантов дизайна, то с большей вероятностью он выберет самый дешевый, даже если остальные ему понравятся больше. Более того, сейчас многие магазины вообще стараются экономить на витринах и используют остатки старых материалов, элементы дизайна прошлых витрин», — продолжает Анна Семыкина.
ТОВАР В ВЫГОДНОМ СВЕТЕ
Важную роль в дизайне витрины играет освещение. Однако именно на этом аспекте очень любят экономить наши соотечественники.
Вадим Полетаев из компании VA-Design делится опытом: «Очень часто стандартные и известные всем приемы освещения либо не используются, либо забываются, либо игнорируются. Например, освещение в витрине акцентируется на манекенах, но углы остаются затемненными и фактически «не работают». Правильно изначально создавать динамическое освещение, которое можно подстроить под любой дизайн витрины. За счет использования многофункциональных, разнонаправленных поворотных светильников со сменными отражателями различного угла можно менять световую картину, во-первых, достаточно быстро, а во-вторых, недорого. К примеру, отражатели Microlights стоят всего от 7 до 15 евро в зависимости от типа светильника».
Анна Семыкина рассказывает, как освещаются витрины в сети магазинов «Кашемир и Шелк»: «Освещение фигур и предметов происходит с помощью верхнего света (он освещает голову, плечи и лицо манекена), является фоновым и двустороннего бокового направленного света (дает равномерное освещение манекена, тени исчезают, облик становится менее рельефным). Для оптимального освещения желательно располагать источники бокового света на разной высоте и разном расстоянии от манекена. Проявившиеся в этом случае мягкие односторонние тени выявят форму лица и фигуру манекена. Но направленность света должна быть такой, чтобы не ослепить проходящих вдоль витрины людей. Реже мы используем задний свет. Его преимущество в том, что в совокупности с верхним и боковым он позволяет подчеркнуть силуэт манекена, выделить его из фона композиции». При правильно выстроенном театральном освещении витрина оживает, обретая глубину и реалистичность.
Специалистов по визуальному мерчандайзингу и витринистике, которые могли бы сделать коммерческую витрину, в России пока немного. Возможно, поэтому, несмотря на кризис, профессия визуального мерчандайзера достаточно востребованная и модная. Этой специальности у нас пока по-настоящему еще нигде еще не учат. Теоретические знания в области витринистики можно получить на обучающих семинарах или краткосрочных курсах и тренингах. Но по большей части опыт у специалистов в этой отрасли накапливается за счет работы с западными брендами, где уже сформировалось точное представление о стратегическом менеджменте и маркетинге в целом, частью которого и является визуальный мерчандайзинг.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Вадим Полетаев, компания VA-Design
На рынке производителей светотехники для fashion-ретейла наиболее известны несколько компаний.
Microlights — производитель светотехники, ориентированной на освещение магазинов. Фабрика уже 25 лет производит освещение для ретейл-направления (бутики, магазины, кафе, салоны красоты). Этот производитель освещает торговые пространства и внесен в бренд-буки европейских сетей. Яркими примерами могут быть MonSoon, Accesorize, BurgerKing, Starbacks, Orange и мн. др. Стоимость продукции сопоставима с бельгийскими производителями. Собственное производство в Англии. Bright — производитель светотехники технического направления. Ассортимент продукции позволяет закрывать большую часть объектов, не привлекая другие фабрики. Delta light — бельгийский производитель, давно известный на российском рынке, предлагающий светильники среднего и немного выше среднего ценового сегмента. Martini — производитель высококачественной светотехники, имеет в своем активе много светильников оригинального дизайна. Linia light — итальянский холдинг, в состав которого входят такие фабрики, как I‑Led, Traddel, Ma&De и собственно Linea Light. Различные направления холдинга позволяют закрывать даже очень большие объекты, вплоть до большого торгового центра. SLV — немецкий производитель недорогой светотехники. Хороший выбор, когда нужно затратить не очень большую сумму на освещение и получить качественное освещение. ES-System — недорогой польский производитель с большим ассортиментом продукции. История производства насчитывает 20-летний опыт производства светотехники, что позволяет говорить о производстве как о надежном партнере высококачественной продукции. Декоративное направление: Axo Light, Artemida, Dark, Egoluce, Flos, Aqua Creations, La murina и др. В целом очень сложно выбрать каких-то ключевых производителей, так как под каждый дизайн необходимо тщательно подбирать декоративное освещение. Очень много форм и размеров предлагают фабрики, а к каждому объекту необходим свой подход
Вадим Полетаев, компания VA-Design
На рынке производителей светотехники для fashion-ретейла наиболее известны несколько компаний.
Microlights — производитель светотехники, ориентированной на освещение магазинов. Фабрика уже 25 лет производит освещение для ретейл-направления (бутики, магазины, кафе, салоны красоты). Этот производитель освещает торговые пространства и внесен в бренд-буки европейских сетей. Яркими примерами могут быть MonSoon, Accesorize, BurgerKing, Starbacks, Orange и мн. др. Стоимость продукции сопоставима с бельгийскими производителями. Собственное производство в Англии. Bright — производитель светотехники технического направления. Ассортимент продукции позволяет закрывать большую часть объектов, не привлекая другие фабрики. Delta light — бельгийский производитель, давно известный на российском рынке, предлагающий светильники среднего и немного выше среднего ценового сегмента. Martini — производитель высококачественной светотехники, имеет в своем активе много светильников оригинального дизайна. Linia light — итальянский холдинг, в состав которого входят такие фабрики, как I‑Led, Traddel, Ma&De и собственно Linea Light. Различные направления холдинга позволяют закрывать даже очень большие объекты, вплоть до большого торгового центра. SLV — немецкий производитель недорогой светотехники. Хороший выбор, когда нужно затратить не очень большую сумму на освещение и получить качественное освещение. ES-System — недорогой польский производитель с большим ассортиментом продукции. История производства насчитывает 20-летний опыт производства светотехники, что позволяет говорить о производстве как о надежном партнере высококачественной продукции. Декоративное направление: Axo Light, Artemida, Dark, Egoluce, Flos, Aqua Creations, La murina и др. В целом очень сложно выбрать каких-то ключевых производителей, так как под каждый дизайн необходимо тщательно подбирать декоративное освещение. Очень много форм и размеров предлагают фабрики, а к каждому объекту необходим свой подход
Ювелирные магазины: свет, который помогает продавать
Автор — Андрей Заболотский | Дата — 18.02.2010 |
Автор — Андрей Заболотский | Дата — 18.02.2010 |
Успех в торговле, говорил в свое время «король бриллиантов» Чарльз Льюис Тиффани, зависит, в конечном счете, от того, в каком свете будет представлен товар. Применительно к ювелирными украшениям слово «свет» в этой фразе можно рассматривать в его непосредственном, прямом значении.
Действительно, есть множество технологических и дизайнерских хитростей в освещении, без которых сегодня уже просто нельзя представить ювелирные бутики и салоны.
Общее и акцентное освещение
Существует незыблемое правило: ювелирные витрины, прилавки и выставочные подставки освещаются направленным акцентным светом, остальное – заливающим или даже рассеянным светом.
Общее освещение непосредственно влияет на принятие решений покупателем: стоит ли вообще входить в магазин, оставаться в нем, сделать покупку и т.д. При этом освещенность может варьироваться от 300 до 1200 лк. Для общего освещения обычно используются самые различные типы ламп, но чаще всего люминесцентные.
Акцентное освещение выделяет то главное, на что и стремятся обратить внимание покупателя, оно должно быть значительно сильнее общего. Поскольку зоны витрин не очень большие, обычно используются источники света с узким лучом рассеивания.
По словам официального представителя компании Insta Симона Осипова, определенные сложности возникают, как правило, при наличии большого количества разнообразных зон, каждая из которых требует особого подхода. Источники света не должны быть слепящими, вызывать ощущение дискомфорта у посетителей.
Организуя освещение витрин в ювелирных магазинах, их владельцы, по мнению Алексея Свичкарева, руководителя отдела маркетинга и рекламы компании «МДМ-Лайт», сталкиваются с двумя проблемами. Первая – выбор правильного источника света, который, кроме наличия необходимых светотехнических параметров, еще и не должен нагревать изделия и стекло витрины. Вторая – желательно, чтобы светильник не мешал рассматривать изделия, то есть, был практически незаметен в витрине. Руководитель светотехнического отдела компании IBERI Ольга Гришина считает неприемлемым использование для акцентного освещения компактных галогенных ламп, поскольку они сильно нагревают ювелирные украшения, а также способствуют выцветанию тканей и кожи, используемых в оформлении витрин. По ее мнению, лишь с появлением на рынке светодиодных светильников появилась возможность использовать акцентную подсветку без каких-либо сопутствующих проблем. Светодиоды предоставляют широкие возможности для выбора оттенка света. И, что немаловажно, в излучаемом спектре отсутствуют ультрафиолетовая составляющая, из-за которой происходят «выгорание» и преждевременное старение материалов, а также инфракрасная составляющая, нагревающая находящиеся на витрине товары.
Энергоэффективность современных светодиодных светильников в 3-4 раза выше, чем у галогенных ламп, при одинаковых уровнях освещенности, а сроки службы в 10-15 раз больше. С такими возможностями акцентное светодиодное освещение становится настоящим «двигателем» торговли! Теперь, покупатель, склонившийся над витриной, открывает для себя игру света на гранях бриллиантов. Белое золото и серебро больше не кажутся тусклыми, их неповторимый оттенок подчеркивает холодно-белый свет. К недостаткам светодиодных светильников можно отнести относительно малый световой поток и высокую стоимость.
Светодиоды могут быть представлены в виде линеек или миниатюрных светильников. Если витрина полностью прозрачная, то вполне оправданным и даже удачным будет решение использовать мини-треки, на которые устанавливаются светильники со светодиодными лампами. В некоторых проектах нашли свое применение светодиодные ленты, представляющие собой набор светодиодов, закрепленный на гибкой ленте. При использовании такого решения ленту лучше располагать в углублении, чтобы светодиоды не были напрямую видны покупателям, иначе витрина будет выглядеть дешево и аляповато.
Действительно, есть множество технологических и дизайнерских хитростей в освещении, без которых сегодня уже просто нельзя представить ювелирные бутики и салоны.
Общее и акцентное освещение
Существует незыблемое правило: ювелирные витрины, прилавки и выставочные подставки освещаются направленным акцентным светом, остальное – заливающим или даже рассеянным светом.
Общее освещение непосредственно влияет на принятие решений покупателем: стоит ли вообще входить в магазин, оставаться в нем, сделать покупку и т.д. При этом освещенность может варьироваться от 300 до 1200 лк. Для общего освещения обычно используются самые различные типы ламп, но чаще всего люминесцентные.
Акцентное освещение выделяет то главное, на что и стремятся обратить внимание покупателя, оно должно быть значительно сильнее общего. Поскольку зоны витрин не очень большие, обычно используются источники света с узким лучом рассеивания.
По словам официального представителя компании Insta Симона Осипова, определенные сложности возникают, как правило, при наличии большого количества разнообразных зон, каждая из которых требует особого подхода. Источники света не должны быть слепящими, вызывать ощущение дискомфорта у посетителей.
Организуя освещение витрин в ювелирных магазинах, их владельцы, по мнению Алексея Свичкарева, руководителя отдела маркетинга и рекламы компании «МДМ-Лайт», сталкиваются с двумя проблемами. Первая – выбор правильного источника света, который, кроме наличия необходимых светотехнических параметров, еще и не должен нагревать изделия и стекло витрины. Вторая – желательно, чтобы светильник не мешал рассматривать изделия, то есть, был практически незаметен в витрине. Руководитель светотехнического отдела компании IBERI Ольга Гришина считает неприемлемым использование для акцентного освещения компактных галогенных ламп, поскольку они сильно нагревают ювелирные украшения, а также способствуют выцветанию тканей и кожи, используемых в оформлении витрин. По ее мнению, лишь с появлением на рынке светодиодных светильников появилась возможность использовать акцентную подсветку без каких-либо сопутствующих проблем. Светодиоды предоставляют широкие возможности для выбора оттенка света. И, что немаловажно, в излучаемом спектре отсутствуют ультрафиолетовая составляющая, из-за которой происходят «выгорание» и преждевременное старение материалов, а также инфракрасная составляющая, нагревающая находящиеся на витрине товары.
Энергоэффективность современных светодиодных светильников в 3-4 раза выше, чем у галогенных ламп, при одинаковых уровнях освещенности, а сроки службы в 10-15 раз больше. С такими возможностями акцентное светодиодное освещение становится настоящим «двигателем» торговли! Теперь, покупатель, склонившийся над витриной, открывает для себя игру света на гранях бриллиантов. Белое золото и серебро больше не кажутся тусклыми, их неповторимый оттенок подчеркивает холодно-белый свет. К недостаткам светодиодных светильников можно отнести относительно малый световой поток и высокую стоимость.
Светодиоды могут быть представлены в виде линеек или миниатюрных светильников. Если витрина полностью прозрачная, то вполне оправданным и даже удачным будет решение использовать мини-треки, на которые устанавливаются светильники со светодиодными лампами. В некоторых проектах нашли свое применение светодиодные ленты, представляющие собой набор светодиодов, закрепленный на гибкой ленте. При использовании такого решения ленту лучше располагать в углублении, чтобы светодиоды не были напрямую видны покупателям, иначе витрина будет выглядеть дешево и аляповато.
По мнению специалистов, наиболее эффективным решением для освещения ювелирных украшений сейчас являются металлогалогенные лампы. Они обладают большим сроком службы (до 24000 часов) высоким индексом цветопередачи (выше, чем, например, у светодиодов), что делает цвета камней и металлов яркими и естественными. Цены на металлогалогенные лампы не так уж и велики ─ от 600 руб. Недостатками металлогалогенных ламп являются их большие размеры и значительное тепловыделение. Поэтому светильники с ними устанавливают снаружи витрин. При этом иногда свет передается внутрь витрины по оптоволокну. В настоящее время использование такой системы обеспечивает наилучшее качество освещения, но и стоимость получается немалой.
Цветовые оттенки
Если говорить об акцентном освещении, то необходимо, прежде всего, грамотно использовать «холодный» и «теплый» свет. Под «холодным» белым светом подразумевается свет с цветовой температурой более 4000 K, это примерно соответствует спектру солнечного света. «Теплый» белый свет имеет температуру около 3000K, что примерно соответствует лампе накаливания. Для каждого из материалов, из которых сделаны украшения, есть свой оттенок освещения, при котором ювелирное изделие будет выглядеть наиболее выгодно.
Цветовые оттенки
Если говорить об акцентном освещении, то необходимо, прежде всего, грамотно использовать «холодный» и «теплый» свет. Под «холодным» белым светом подразумевается свет с цветовой температурой более 4000 K, это примерно соответствует спектру солнечного света. «Теплый» белый свет имеет температуру около 3000K, что примерно соответствует лампе накаливания. Для каждого из материалов, из которых сделаны украшения, есть свой оттенок освещения, при котором ювелирное изделие будет выглядеть наиболее выгодно.
Мнение эксперта
Вадим Полетаев, компания VA Design:
Регламентов для ювелирных магазинов как таковых сейчас нет. Есть общие рекомендации к освещению витрин. В текущей ситуации каждый владелец магазина подходит к освещению витрины «главное что бы было ярко и камни «играли»». Собственно, исходя их этих задач, и строится освещение ювелирных изделий, часов и дорогих кожаных изделий.
К особенности подсветки можно отнести то, что светильники должны быть очень маленького размера. В 90% случаев витрины открытые с 3 сторон и единственное место, куда можно разметить светильник - верхние и боковые планки, закрывающее соединение стекол верхней крышки и боковой стенки. Сейчас уже появились светильники специально разработанные под такие задачи. Как правило, они трехгранные. Специально разработанные крепления позволяют установить их под разным углом к освещаемому объекту. Один из примеров таких светильников - Dream Led Cree.
Нередко используются обычные светодиодные ленты для ювелирной подсветки, которые прикрепляют к верхней или нижней поверхности, но зачастую от них нельзя получить должного эффекта, так как их невозможно зафиксировать под нужным углом, да и выглядит это не очень презентабельно.
Отдельного внимания заслуживают витрины-кубы. Там немного больше поле для деятельности, поскольку можно использовать различные светильники.
Для освещения витрин ювелирных магазинов, по моему мнению, подойдут светодиодные светильники EgoLed. Их преимущества - миниатюрные размеры, высокая интенсивность излучения и простота монтажа. Эти светильники позволяют сфокусировать свет на объекте, не «распыляя» его на общее пространство. Но есть у них и минус – они исключительно встроенные и ненаправляемые, поэтому далеко не везде их можно использовать.
Крайне не рекомендую использовать для освещения витрин светильники с галогенными источниками света. Большая проблема – УФ излучение, которое сильно воздействует на кожаные изделия (портмоне, ремешки часов, элементы отделки) и на жемчуг. Они попросту выгорают. Вторая проблема – высокое тепловое излучение. В закрытом, небольшом пространстве это может привести к нежелательным последствиям.
Светодиодные линейки расположены на длинных металлических основах, поэтому тепловое излучение равномерно распределяется по все площади светильника. В случае с галогенными светильниками нагрев происходит точечно. Это также надо учитывать при выборе светильников.
Регламентов для ювелирных магазинов как таковых сейчас нет. Есть общие рекомендации к освещению витрин. В текущей ситуации каждый владелец магазина подходит к освещению витрины «главное что бы было ярко и камни «играли»». Собственно, исходя их этих задач, и строится освещение ювелирных изделий, часов и дорогих кожаных изделий.
К особенности подсветки можно отнести то, что светильники должны быть очень маленького размера. В 90% случаев витрины открытые с 3 сторон и единственное место, куда можно разметить светильник - верхние и боковые планки, закрывающее соединение стекол верхней крышки и боковой стенки. Сейчас уже появились светильники специально разработанные под такие задачи. Как правило, они трехгранные. Специально разработанные крепления позволяют установить их под разным углом к освещаемому объекту. Один из примеров таких светильников - Dream Led Cree.
Нередко используются обычные светодиодные ленты для ювелирной подсветки, которые прикрепляют к верхней или нижней поверхности, но зачастую от них нельзя получить должного эффекта, так как их невозможно зафиксировать под нужным углом, да и выглядит это не очень презентабельно.
Отдельного внимания заслуживают витрины-кубы. Там немного больше поле для деятельности, поскольку можно использовать различные светильники.
Для освещения витрин ювелирных магазинов, по моему мнению, подойдут светодиодные светильники EgoLed. Их преимущества - миниатюрные размеры, высокая интенсивность излучения и простота монтажа. Эти светильники позволяют сфокусировать свет на объекте, не «распыляя» его на общее пространство. Но есть у них и минус – они исключительно встроенные и ненаправляемые, поэтому далеко не везде их можно использовать.
Крайне не рекомендую использовать для освещения витрин светильники с галогенными источниками света. Большая проблема – УФ излучение, которое сильно воздействует на кожаные изделия (портмоне, ремешки часов, элементы отделки) и на жемчуг. Они попросту выгорают. Вторая проблема – высокое тепловое излучение. В закрытом, небольшом пространстве это может привести к нежелательным последствиям.
Светодиодные линейки расположены на длинных металлических основах, поэтому тепловое излучение равномерно распределяется по все площади светильника. В случае с галогенными светильниками нагрев происходит точечно. Это также надо учитывать при выборе светильников.
Свет в магазине. Решающий фактор
Один из важных факторов, который влияет на продажи в розничных торговых точках – это освещение. Насколько важно освещение? На этот вопрос может ответить любой читатель, который испытывал чувство разочарования при покупке колбасы на рынке – при розоватом свете витрины вся колбаса кажется ему свежей, розовой, а при получении товара в руки – зеленоватой, серой. Такое же примерно разочарование часто посещает покупательницу, купившую не тот тон помады или не того оттенка юбку, которого планировали.
При создании комфортной обстановки для покупателя освещение является очень важной составляющей, которая может как увеличивать продажи, так и уменьшать их. Как известно, освещенность измеряется в Люксах, 1 Lux = 1 Lm (Люмен) / 1 м. кв. Современный уровень освещенности в магазинах колеблется от 500 до 100 Lux в горизонтальной плоскости. Говоря простым языком, для расчетов берется освещенность пола. Для того, чтобы представить как выглядят упоминаемые характеристики освещения, приведу пример: Обычно, в офисе днем, с включенными лампами дневного света, примерно 500-700 Lux. Пример. «Metro», г.Москва Сетевые гиганты розничной торговли, такие как Metro, требуют от проектировщиков 1000 Lux, Tesco – 750 Lux, Carrefour – порядка 800-900 Lux для общего уровня освещенности магазина. Это стандарт, который мировые сети непозволят нарушить ни в большую ни в меньшую сторону, т.к. за многие годы работы они убедились в важности правильного освещения, комфортного именно их покупателю.
Общий уровень освещенности торгового зала. При расчете освещенности торгового зала без торгового оборудования надо делать запас порядка 25-30%, т.к. после установки стеллажей и прилавков уровень освещенности снижается на 25-30%. Это происходит не только потому что оборудование представляет собой преграды (падают тени), но и так же оно по-разному отражает свет, что часто сказывается в сторону ухудшения уровня освещенности. В магазине становится попросту на треть темнее. Кроме простого уровня освещенности важными элементами так же являются психологические аспекты света. Психологическое воздействие характеризуется двумя факторами: 1. Интенсивность освещения (уровень освещенности), которая выражается в градусах Кельвина 2. Цветовая температура света При высоком уровне общего освещения человек чувствует праздник, возбуждение. Поэтому, в зависимости от целей и маркетинговой стратегии предприятия можно выбрать разный уровень света. Предел комфорта и безопасности для человека находится в пределах 500-2500 Lux. Для сравнения, в пасмурный день на улице 2000 Lux, в солнечный день до 10 000 Lux. Яркий солнечный свет часто заставляет людей жмуриться, или надевать солнцезащитные очки. Солнце так же увеличивает яркость предметов. Цветовая температура света. Цветовая температура света имеет ярко выраженный климатический оттенок. В южных странах более предпочтительно воспринимается свет с высокой цветовой температурой (t), холодный, свыше 4000 –6500 градусов Кельвина (К). После 8000 К свет уходит в ультрафиолетовую область спектра и становится невидимым. В странах с более холодным климатом лучше воспринимается свет с теплой цветовой температурой – 4000-2500 К. Белый свет порядка 4000К принято считать за нулевую отметку температуры. Для сравнения, 4000К – это нейтрально-белый свет. (Например, это стандартные офисные светильники в подвесном потолке типа «Армстронг»). Цветовая температура дневного света примерно равна 6500 К Лампа накаливания (домашняя лампочка типа «груша») 2700 К Свеча – 2200-2500 К. Цветовая температура газоразрядной или люминесцентной лампы может варьироваться в широком диапазоне от 2000 до 9000 К. Рассмотрим некоторые типы торговых залов и принципы построения освещения в них.
При создании комфортной обстановки для покупателя освещение является очень важной составляющей, которая может как увеличивать продажи, так и уменьшать их. Как известно, освещенность измеряется в Люксах, 1 Lux = 1 Lm (Люмен) / 1 м. кв. Современный уровень освещенности в магазинах колеблется от 500 до 100 Lux в горизонтальной плоскости. Говоря простым языком, для расчетов берется освещенность пола. Для того, чтобы представить как выглядят упоминаемые характеристики освещения, приведу пример: Обычно, в офисе днем, с включенными лампами дневного света, примерно 500-700 Lux. Пример. «Metro», г.Москва Сетевые гиганты розничной торговли, такие как Metro, требуют от проектировщиков 1000 Lux, Tesco – 750 Lux, Carrefour – порядка 800-900 Lux для общего уровня освещенности магазина. Это стандарт, который мировые сети непозволят нарушить ни в большую ни в меньшую сторону, т.к. за многие годы работы они убедились в важности правильного освещения, комфортного именно их покупателю.
Общий уровень освещенности торгового зала. При расчете освещенности торгового зала без торгового оборудования надо делать запас порядка 25-30%, т.к. после установки стеллажей и прилавков уровень освещенности снижается на 25-30%. Это происходит не только потому что оборудование представляет собой преграды (падают тени), но и так же оно по-разному отражает свет, что часто сказывается в сторону ухудшения уровня освещенности. В магазине становится попросту на треть темнее. Кроме простого уровня освещенности важными элементами так же являются психологические аспекты света. Психологическое воздействие характеризуется двумя факторами: 1. Интенсивность освещения (уровень освещенности), которая выражается в градусах Кельвина 2. Цветовая температура света При высоком уровне общего освещения человек чувствует праздник, возбуждение. Поэтому, в зависимости от целей и маркетинговой стратегии предприятия можно выбрать разный уровень света. Предел комфорта и безопасности для человека находится в пределах 500-2500 Lux. Для сравнения, в пасмурный день на улице 2000 Lux, в солнечный день до 10 000 Lux. Яркий солнечный свет часто заставляет людей жмуриться, или надевать солнцезащитные очки. Солнце так же увеличивает яркость предметов. Цветовая температура света. Цветовая температура света имеет ярко выраженный климатический оттенок. В южных странах более предпочтительно воспринимается свет с высокой цветовой температурой (t), холодный, свыше 4000 –6500 градусов Кельвина (К). После 8000 К свет уходит в ультрафиолетовую область спектра и становится невидимым. В странах с более холодным климатом лучше воспринимается свет с теплой цветовой температурой – 4000-2500 К. Белый свет порядка 4000К принято считать за нулевую отметку температуры. Для сравнения, 4000К – это нейтрально-белый свет. (Например, это стандартные офисные светильники в подвесном потолке типа «Армстронг»). Цветовая температура дневного света примерно равна 6500 К Лампа накаливания (домашняя лампочка типа «груша») 2700 К Свеча – 2200-2500 К. Цветовая температура газоразрядной или люминесцентной лампы может варьироваться в широком диапазоне от 2000 до 9000 К. Рассмотрим некоторые типы торговых залов и принципы построения освещения в них.
Гипермаркет, супермаркет «Ашан», г.Москва
«Акрополис», г.Вильнюс
«Рамстор», г.Москва
«Рими», Вильнюс
Принципиальным вопросом помимо общего уровня освещенности таких магазинов (упоминалось выше), является выбор цветовой температуры. Наиболее распространенное решение – нейтрально-белый свет 4000К. Для освещения обычно применяются светильники с люминесцентными лампами и высокочастотными электронными пускорегулирующими аппаратами (ПРА) для 25%-ной экономии электроэнергии и увеличения срока службы ламп. Так же часто применяются металогалогенные газоразрядные лампы в точечных светильниках (High Bay). В народе такие светильники называют «колокольчики». Монтируются High Bay на большой высоте. Освещение «колокольчиками» характерно для форматов магазинов «Сделай сам» (DYT). Это дешевле, чем освещение транкинговыми (линейными) подвесными системами с люминесцентными лампами, но равномерность освещения хуже. Лампы в таких системах применяются обычно металогалогеновые, отличающиеся плохой цветопередачей (искажают цвета). При таком освещении все выглядит блеклым, тусклым, непривлекательным. Особенно страдают яркие цвета теплой части спектра – красный, желтый, оранжевый. Поэтому рекомендуется применять люминесцентные и газоразрядные лампы с коэффициентом цветопередачи (Ra) минимум 80% правдоподобности (Ra>=80). К примеру, стандартная люминесцентная лампа в офисном светильнике имеет коэффициент цветопередачи 60%. В магазинах формата «Сделай сам», при выборе отверток цвет не так важен. Но в отделах обоев, штор, красок, элементов декора такое освещение не может применяться. Необходимо применять лампы с коэффициентом цветопередачи выше 80% (Ra> 80). Пример. Однажды, в нашей практике встретился мелкооптовый магазин, освещенный лампами накаливания! Кроме огромного энергопотребления эти лампы выделят еще и тепло, что делает торговый зал жарким. Если поменять только лампы, вкрутив новые в те же цоколи, можно избавиться от жары и сократить энергопотребление в 6-8 раз без изменения уровня освещенности зала! Такими лампами, например, могут быть компактные люминесцентные лампы, которые бывают теплого и холодного цвета. ОСОБЕННОСТИ ОСВЕЩЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ. Хлеб, кондитерские изделия Рекомендуется применение источников света с низкой цветовой температурой, дающих теплый, золотистый свет (лампы накаливания, галогенные лампы). Такие лампы потребляют много энергии, поэтому владельцы магазинов заменяют их на люминесцентные лампы с цветовой температурой 2700-3000К, либо специальными натриевыми лампами (White son) c цветовой температурой 2500 К. Необходимо подчеркнуть, что торговое оборудование в хлебном отделе должно поддерживать теплую атмосферу своей фактурой и цветом, т.к. отражаясь, свет может искажаться. Хорошо будет смотреться дерево, солома, лоза и другие натуральные материалы. Пример. В одном из белорусских городов мы встретили кондитерскую-кафе «Салодки фальварак». Великолепный пример того, как интерьером можно испортить всю атмосферу: зеленые, цвета казино стены, которые сами по себе являются светопоглотителями и отбрасывают на всю сладкую продукцию холодный, изумрудно-зеленый рефлекс. Да и к тому же там просто темно (мало света).
«Акрополис», г.Вильнюс
«Рамстор», г.Москва
«Рими», Вильнюс
Принципиальным вопросом помимо общего уровня освещенности таких магазинов (упоминалось выше), является выбор цветовой температуры. Наиболее распространенное решение – нейтрально-белый свет 4000К. Для освещения обычно применяются светильники с люминесцентными лампами и высокочастотными электронными пускорегулирующими аппаратами (ПРА) для 25%-ной экономии электроэнергии и увеличения срока службы ламп. Так же часто применяются металогалогенные газоразрядные лампы в точечных светильниках (High Bay). В народе такие светильники называют «колокольчики». Монтируются High Bay на большой высоте. Освещение «колокольчиками» характерно для форматов магазинов «Сделай сам» (DYT). Это дешевле, чем освещение транкинговыми (линейными) подвесными системами с люминесцентными лампами, но равномерность освещения хуже. Лампы в таких системах применяются обычно металогалогеновые, отличающиеся плохой цветопередачей (искажают цвета). При таком освещении все выглядит блеклым, тусклым, непривлекательным. Особенно страдают яркие цвета теплой части спектра – красный, желтый, оранжевый. Поэтому рекомендуется применять люминесцентные и газоразрядные лампы с коэффициентом цветопередачи (Ra) минимум 80% правдоподобности (Ra>=80). К примеру, стандартная люминесцентная лампа в офисном светильнике имеет коэффициент цветопередачи 60%. В магазинах формата «Сделай сам», при выборе отверток цвет не так важен. Но в отделах обоев, штор, красок, элементов декора такое освещение не может применяться. Необходимо применять лампы с коэффициентом цветопередачи выше 80% (Ra> 80). Пример. Однажды, в нашей практике встретился мелкооптовый магазин, освещенный лампами накаливания! Кроме огромного энергопотребления эти лампы выделят еще и тепло, что делает торговый зал жарким. Если поменять только лампы, вкрутив новые в те же цоколи, можно избавиться от жары и сократить энергопотребление в 6-8 раз без изменения уровня освещенности зала! Такими лампами, например, могут быть компактные люминесцентные лампы, которые бывают теплого и холодного цвета. ОСОБЕННОСТИ ОСВЕЩЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ. Хлеб, кондитерские изделия Рекомендуется применение источников света с низкой цветовой температурой, дающих теплый, золотистый свет (лампы накаливания, галогенные лампы). Такие лампы потребляют много энергии, поэтому владельцы магазинов заменяют их на люминесцентные лампы с цветовой температурой 2700-3000К, либо специальными натриевыми лампами (White son) c цветовой температурой 2500 К. Необходимо подчеркнуть, что торговое оборудование в хлебном отделе должно поддерживать теплую атмосферу своей фактурой и цветом, т.к. отражаясь, свет может искажаться. Хорошо будет смотреться дерево, солома, лоза и другие натуральные материалы. Пример. В одном из белорусских городов мы встретили кондитерскую-кафе «Салодки фальварак». Великолепный пример того, как интерьером можно испортить всю атмосферу: зеленые, цвета казино стены, которые сами по себе являются светопоглотителями и отбрасывают на всю сладкую продукцию холодный, изумрудно-зеленый рефлекс. Да и к тому же там просто темно (мало света).
Отдел молочных продуктов, отдел замороженных продуктов, рыба. Здесь важно подчеркнуть свежесть, охлажденность продуктов. Лучше всего в таких отделах применять люминесцентные лампы с цветовой температурой 4000 – 6500 К с хорошей цветопередачей (80% и выше), для того, чтобы подчеркнуть яркость упаковок.
Для освещения мясопродуктов часто применяются лампы специального спектра (76-79), подчеркивающие натуральные красные и розовые цвета. Применение таких ламп запрещено в Европе, т.к. считается, что они могут ввести в заблуждение покупателей, однако на продовольственных рынках они активно используются. Естественно, такие лампы используются внутри витрин, не над головой покупателей. Очень рекомендуется над витриной, в месте передачи товара покупателю применять лампы общего освещения с высоким коэффициентом цветопередачи. Пример. Необходимость правильного освещения оценят покупатели одного из лучших универсамов Москвы, (не будем называть). В этом магазине, в колбасной витрине установлены лампы 76 спектра, а над прилавком - стандартные люминесцентные лампы с коэффициентом Ra 60. Что видит покупатель? Великолепную, розовую, свежую колбасу в витрине, а при получении - серый, непривлекательный кусок. Вот Вам налицо эффект «обманутой надежды»…
Отдел цветов, отделы овощей и фруктов Данные отделы принято освещать светильниками типа «колокольчик» или направленными прожекторами с металогалогенными лампами нового поколения с керамической горелкой. (У производителя Philips это тип CDN, а у производителя Osram – тип SQH.) Эти лампы отличаются великолепной цветопередачей (90%) и высочайшей интенсивностью света (150Вт=14 000 Lm). Это обозначает, что свет такой лампы близок к солнечному по спектру. В свете таких ламп фрукты и цветы кажутся блестящими, свежими, здоровыми. Данные лампы применяют для освещения живых цветов. Солнечный спектр ламп сохраняет возможность вегетации. Попросту говоря, под этими лампами цветы не только дольше сохраняются, но и растут! Следует добавить, что на таких лампах стоит УФ-фильтр, и они не вызывают вредных воздействий, за исключением пожелтения бумаги, как при солнечном свете. Цветы ни в коем случае нельзя освещать лампами накаливания – они погибают, а так же нельзя и стандартными металогалогеннными – они плохо выглядят. «колокольчики» над фруктами, «Рамстор», г.Москва:
Отдел спиртных напитков Общее освещение можно сделать стандартным, с хорошей цветопередачей, для того, чтобы этикетки смотрелись ярко. Однако, это не единственная рекомендация. При продаже вин и дорогих крепких напитков важно акцентное освещение. Вино не любит ультрафиолета. Даже через бутылку портятся его качества, ультрафиолет разрушает вкус. Поэтому вина хранят в погребах. Акцентное освещение вин можно сделать лампами накаливания или галогенными лампами. Удачное акцентное освещение и декорирование отдела, «Рамстор», г.Москва
Удачное общее освещение и декорирование отдела (г.Вильнюс)
Одежда и обувь Минимальный уровень освещенности в отделах одежды и обуви – 1000 Lux. Очень важны световые акценты, откуда берется свет и как распределяется по освещаемому объекту, что и как подсветить, с какой стороны. Универсальных советов нет, т.к. это работа дизайнера по свету. В магазинах одежды и обуви прежде всего важна концепция самого магазина, которая влияет на дизайн и атмосферу торгового зала, стимулирует покупки
Отдел спиртных напитков Общее освещение можно сделать стандартным, с хорошей цветопередачей, для того, чтобы этикетки смотрелись ярко. Однако, это не единственная рекомендация. При продаже вин и дорогих крепких напитков важно акцентное освещение. Вино не любит ультрафиолета. Даже через бутылку портятся его качества, ультрафиолет разрушает вкус. Поэтому вина хранят в погребах. Акцентное освещение вин можно сделать лампами накаливания или галогенными лампами. Удачное акцентное освещение и декорирование отдела, «Рамстор», г.Москва
Удачное общее освещение и декорирование отдела (г.Вильнюс)
Одежда и обувь Минимальный уровень освещенности в отделах одежды и обуви – 1000 Lux. Очень важны световые акценты, откуда берется свет и как распределяется по освещаемому объекту, что и как подсветить, с какой стороны. Универсальных советов нет, т.к. это работа дизайнера по свету. В магазинах одежды и обуви прежде всего важна концепция самого магазина, которая влияет на дизайн и атмосферу торгового зала, стимулирует покупки
Пример. В одном из российских городов открылся очень стильный обувной магазин «МЕГАТОП», позиционирующий себя как обувной супермаркет. Дизайн этого магазина сделан теплых, оранжевых тонах. При этом освещение – дешевые люминесцентные лампы холодного цвета примерно 4000 К с плохой цветопередачей. Эффект: дизайн магазина не поддержан освещением, интерьер производит отталкивающее впечатление при нахождении внутри. Обувь выглядит непривлекательно, особенно детская и женская, т.к. она чаще бывает ярких тонов (красный, желтый, зеленый, вишневый, кремовый), яркие тона становятся сероватыми. Уровень освещенности магазина примерно 300 Lux, из-за высоких потолков. Практически отсутствуют световые акценты на продвигаемых моделях. Пример. В Торговых домах старого типа до сих пор порой огромные деньги вложены в светильники, а не в освещение, поэтому посетители могут испытать на себе цветопередачу и комфортность нахождения в торговом центре. При освещении одежды так же важна световая температура: - натуральные ткани – мягкое, рассеянное освещение, - яркие, молодежные брэнды, например, Sella – игривое освещение, игра света и тени. Например: Детская одежда, игрушки. Кроме вышеупомянутых правил освещения одежды для взрослых, которые распространяются и на детскую одежду в полном объеме, можно добавить, что в детских магазинах уровень освещенности может быть минимум 800 Lux, лампы теплых цветов (3000К) с высоким коэффициентом цветопередачи (более 80%). Один из важных моментов – это радостная атмосфера магазина, которая достигается высоким уровнем освещенности. Акцентное и общее освещение
Акцентное и общее освещение
Косметика Решающий фактор – цветопередача. Лучший вариант – галогенные лампы со 100% цветопередачей (Ra=100) Такие лампы имеют световую температуру 3000-3500К, т.е. недостаточно белый цвет. Идеальным решением для освещения зала с косметикой бьудут лампы De Lux с коэффициентом цветопередачи более 90% и световой температурой 4000-6500К. Хороший пример – магазины косметики и парфюмерии «Летуаль». В магазинах косметики и парфюмерии рекомендовано рассеянное, мягкое освещение, которое не создает бликов в зеркалах. Попытка решить проблему плохого освещения при помощи фирменного торгового оборудования Ювелирные магазины Освещение ювелирных отделов – одна из самых сложных задач даже для специалистов. Есть французская компания «Агабеков», которая вот уже 50 лет делает освещение лучшим ювелирным магазинам мира, применяя только индивидуальные решения. Освещать камни очень сложно! Иногда может понадобится отдельная витрина для одного камня и множество источников света. Если обобщить правила, при помощи которых можно освещать драгоценные металлы, то это будет выглядеть примерно так: - для освещения платины нужен мягкий свет, - серебра – холодные тона освещения - золото – теплое, переливающееся освещение - алмазы – яркий, искристы свет со множеством источников света. При освещении ювелирных изделий часто применяются светодиодные системы. Фотоаппараты, мобильные телефоны, дорогие письменные принадлежности и прочие дорогие аппараты, представляемые в закрытых витринах. При акцентном освещении галогенными лампами плоских и других закрытых витрин важно применять лампы с дихроическим отражателем, отводящим часть тепла от освещаемого объекта. Иначе под воздействием тепла бумага, ткани, пластмассы, дерево трескаются, деформируются, плавятся и просто портятся. Так же в такой лампе обязателен УФ-фильтр, чтобы товары не выцветали.
Акцентное и общее освещение
Косметика Решающий фактор – цветопередача. Лучший вариант – галогенные лампы со 100% цветопередачей (Ra=100) Такие лампы имеют световую температуру 3000-3500К, т.е. недостаточно белый цвет. Идеальным решением для освещения зала с косметикой бьудут лампы De Lux с коэффициентом цветопередачи более 90% и световой температурой 4000-6500К. Хороший пример – магазины косметики и парфюмерии «Летуаль». В магазинах косметики и парфюмерии рекомендовано рассеянное, мягкое освещение, которое не создает бликов в зеркалах. Попытка решить проблему плохого освещения при помощи фирменного торгового оборудования Ювелирные магазины Освещение ювелирных отделов – одна из самых сложных задач даже для специалистов. Есть французская компания «Агабеков», которая вот уже 50 лет делает освещение лучшим ювелирным магазинам мира, применяя только индивидуальные решения. Освещать камни очень сложно! Иногда может понадобится отдельная витрина для одного камня и множество источников света. Если обобщить правила, при помощи которых можно освещать драгоценные металлы, то это будет выглядеть примерно так: - для освещения платины нужен мягкий свет, - серебра – холодные тона освещения - золото – теплое, переливающееся освещение - алмазы – яркий, искристы свет со множеством источников света. При освещении ювелирных изделий часто применяются светодиодные системы. Фотоаппараты, мобильные телефоны, дорогие письменные принадлежности и прочие дорогие аппараты, представляемые в закрытых витринах. При акцентном освещении галогенными лампами плоских и других закрытых витрин важно применять лампы с дихроическим отражателем, отводящим часть тепла от освещаемого объекта. Иначе под воздействием тепла бумага, ткани, пластмассы, дерево трескаются, деформируются, плавятся и просто портятся. Так же в такой лампе обязателен УФ-фильтр, чтобы товары не выцветали.
----------------------------------------
Компания Martin Professional — это созвездие ярких талантливых личностей, объединенных общей страстью к красочному миру, купающемуся в лучах «интеллектуального света».
Один из лидеров рынка профессионального света, компания Martin делает акцент на инновациях и последних достижениях инженерной мысли. Сегодня многие модели Martin воспринимаются как ориентир и индустриальный стандарт. Высокое качество доказывают отличные оптические характеристики приборов, длительные сроки службы оборудования и низкая стоимость технического обслуживания. И не забудьте про еще один приятный момент: для всех световых приборов Martin Professional установлен гарантийный срок — 2 года. Выбор в пользу Martin — это инвестиции в долгосрочный проект, рассчитанный на плодотворное сотрудничество с Вами в течение многих лет.
---------------
Свет для загородного дома
При строительстве загородного коттеджа или даже не самого большого дачного домика имеет смысл сразу озаботиться решением такой проблемы как грамотное ландшафтное освещение прилегающей территории. Тщательно выбранные и правильно расположенные светильники не только украсят и визуально преобразят ваш земельный надел, но и, что гораздо важнее, сделают жизнь обитателей дома комфортнее.
При строительстве загородного коттеджа или даже не самого большого дачного домика имеет смысл сразу озаботиться решением такой проблемы как грамотное ландшафтное освещение прилегающей территории. Тщательно выбранные и правильно расположенные светильники не только украсят и визуально преобразят ваш земельный надел, но и, что гораздо важнее, сделают жизнь обитателей дома комфортнее.
Независимо от того, какую цель вы преследуете в первую очередь — утилитарную или эстетическую — необходимо вооружиться некоторыми знаниями о садовых светильниках. Ведь к ним предъявляют куда более строгие требования, нежели к осветительным приборам, предназначенным для закрытых помещений. Оно и понятно: садовое оборудование должно работать при любых погодных условиях, и не бояться ни снега, ни дождя. Более того, даже попадание внутрь твердых тел или чрезмерного количества пыли запросто может вывести агрегат из строя. Так что при выборе садового светильника в первую очередь надо обратить внимание на так называемую степень защиты. В паспорте товара она обозначена буквами IP (Ingress Protection), а также двузначным числом: первая цифра указывает на уровень защиты от попадания твердых частиц и степень защиты по электрической безопасности, вторая — на уровень влагостойкости. Например, если светильник предназначен для подсветки фонтана, он должен иметь степень защиты не ниже IP68. Поясним: цифра «6» означает в данном случае, что прибор полностью пыленепроницаем, цифра «8» свидетельствует о невозможности проникновения в оболочку воды в количествах, вызывающих вредное воздействие при длительном погружении. Для светильников наружного освещения защита должна быть не ниже IP 23. Безопасно и экономично
Садовые светильники различаются по принципу монтажа электропроводки: высоковольтные 220 В, низковольтные с напряжением 12 В (постоянного и переменного тока) и 24 В (постоянного тока). Несмотря на то, что фонари под высоким напряжением по-прежнему устанавливают на приусадебных территориях, предпочтение все чаще отдается низковольтным системам подсветки. Во-первых, такой уровень напряжения безопасен для людей и домашних питомцев. Во-вторых, появляется больше вариантов прокладки кабеля питания по земельному участку — провода можно оставлять на поверхности земли или слегка заглублять в почву, не боясь при этом, что случайное повреждение приведет к поражению электрическим током. Для сравнения — при использовании кабеля напряжением 220В необходимо вырыть траншею на глубине 50-70 см, подводку же спрятать в пластмассовый гофрированный шланг или металлическую трубу — это уменьшит ее деформацию при сезонных подвижках грунта. Кабель непременно должен быть цельным (то есть, не иметь соединений) и пролегать от выключателя, перед которым необходимо поставить автомат защиты. А еще уровень напряжения в 12 вольт — единственный возможный вариант для создания подсветки водоемов, например, фонтанов или ручейков той же альпийской горки.
В бассейнах можно использовать только низковольтные светильники
Есть, правда, у низковольтных светильников и ряд недостатков. Во-первых, требуется понижающий трансформатор (если, конечно, речь не идет о питании от 12-вольтового аккумулятора, накапливающего энергию от ветряка или солнечной батареи, что на современных дачных участках уже далеко не редкость). Во-первых, поскольку напряжение уменьшается, значит, для передачи той же мощности нужна большая сила тока. По этой причине для низковольтных светильников потребуются провода с большим сечением. В-третьих, максимальная мощность светильника будет ниже, чем при высоковольтном питании. Однако современные галогенные и газоразрядные лампы по сравнению с обычными лампами накаливания дают больший световой поток при меньшей мощности. Например, 20-ваттная галогенная лампа даст столько же света, сколько и лампа накаливания мощностью в 30 Вт.
Проектировать освещение участка лучше еще до разбивки сада
Заниматься размещением садовых светильников надо еще на стадии строительства самого дома и до разбивки сада — одновременно с проведением водопровода, канализации и других систем. В противном случае придется снова копать траншеи под электропроводку, часть которой пролегает именно в грунте. И, разумеется, привлекать к этому непростому процессу следует профессионала, который именно на основе плана сада разработает схему расположения электрической цепи, установочного оборудования и ламп. Лишь в этом случае светильники будут размещены не только правильно с точки зрения безопасности, но и в строгом соответствии с ландшафтным дизайном.
Важно, чтобы уличные светильники для дачи органично вписывались в ландшафт участка
Схему освещения дачного участка следует разбить на отдельные цепи (контуры), присоединяющиеся к единому распределительному щитку. Благодаря этой комбинации пользоваться ландшафтным освещением и удобно, и экономично — ведь появляется возможность включать разные фрагменты системы в разное время. Согласитесь, во время вечернего чаепития в беседке совсем необязательно освещать детскую площадку или ротонду. Системой освещения садового у